Организация питания
Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того, правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.
Условия питания воспитанников:
Нормы питания | в соответствии с СанПиН 2.4.1. 3049-13 |
Организацию питания детей (получение, хранение, и учет продуктов питания, производство кулинарной продукции на пищеблоке, создание условий для приема пищи в группах) осуществляют | работники образовательной организации в соответствии со штатным расписанием и возложенными функциональными должностными обязанностями (завхоз, повара, кухонный рабочий, воспитатели, младшие воспитатели) |
Обучающиеся получают | четырехразовое питание: завтрак, второй завтрак, обед, уплотненный полдник |
При организации питания обучающихся (воспитанников) учитываются | возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах |
Питание в образовательной организации осуществляется | в соответствии с примерным циклическим десятидневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей детей в веществах с учётом рекомендуемых среднесуточных норм питания для возрастных категорий от 1,6 до 3 лет и с 3 до 7(8) лет, утвержденным заведующим образовательной организации. При составлении меню и расчёте калорийности соблюдается оптимальное соотношение пищевых веществ (белков, жиров, и углеводов) которое составляет 1:1:4 соответственно |
Приготовление блюд | приготовление первых, вторых блюд , выпечки осуществляется на основании технологических карт оформленных в картотеке блюд в соответствии с десятидневным меню |
Ежедневно в меню включаются | Молоко, сметана, мясо, картофель, овощи, хлеб, крупы, растительное и сливочное масло, сахар, соль., компоты. Остальные продукты: творог, рыба, яйцо, сыр и т.д.- 2-3 раза в неделю |
При отсутствии, каких – либо продуктов | производится замена на равноценные по составу продукты в соответствии с утвержденной СанПиН 2.4.1. 3049-13 таблицей замены продуктов по белкам и углеводам (приложено в конце страницы) |
На основании примерного утвержденного меню | ежедневно составляется меню – требование установленного образца, с указанием выхода блюд для детей разного возраста, которое утверждается заведующим образовательной организации |
Выдача пищи на группы осуществляется | по утвержденному графику только после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией. Результаты контроля регистрируются в журнале «Бракеража готовой кулинарной продукции» продукции |
Пищевые продукты хранятся в соответствии | с условиями их хранения и сроками их реализации, установленными предприятием – изготовителем в соответствии с нормативно – технической документацией. Складское помещение для хранения продуктов оборудовано прибором для измерения температуры воздуха, достаточным холодильным оборудованием с контрольными термометрами |
Устройство, оборудование и содержание пищеблока образовательной организации соответствует | санитарным правилам к организации общественного питания. Всё технологическое и холодильное оборудование находится в исправном состоянии |
Для приготовления пищи используются | электрооборудование, плита электрическая, универсальная кухонная машина с насадками, сковорода электрическая, шкаф расстоечный тепловой, машина овощерезательно-протирочная, пароконвектомат |
Уборка пищеблока | В помещении пищеблока проводится ежедневная влажная уборка, генеральная уборка по утвержденному графику |
В МБДОУ имеется перспективное меню на разные сезоны (зимне-весеннее и летнее-осеннее) на 10 дней. Это дает возможность правильно распределить продукты в течение недели, обеспечить разнообразие блюд. Меню составляется раздельно для групп раннего и дошкольного возраста.
Обязательным условием рационального питания является правильное составление меню, при разработке которого учитывается ряд факторов:
1.Основу меню составляет среднесуточный набор продуктов питания, обеспечивающий физиологическую потребность детей в основных пищевых веществах и энергии.
2.Учитывается длительность пребывания воспитанников в учреждение (12 часов, 4 часа), которая определяет количество приемов пищи.
3.Одним из важных условий правильно составленного меню является максимальное разнообразие блюд, с обязательным включением в него всех групп продуктов, включая мясные, рыбные, молочные, фрукты и овощи в натуральном виде и в виде салатов, и исключение повторяемости блюд в течение срока действия.
4.При составлении рациона питания предусматривается правильное распределение продуктов в течение суток. Учитывая, что продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке ребенка и требуют большего количества пищеварительных соков, блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, даются на завтрак и обед. На ужин детям подают молочно-растительную, легко усваиваемую пищу, так как ночью во время глубокого сна процессы пищеварения замедляются.
При составлении меню учитывается, что некоторые продукты должны входить в рацион ребенка ежедневно, а некоторые продукты он может получать через день или 2-3 раза в неделю.
В течение декады (10 дней) ребенок должен получить количество продуктов в полном объеме из расчета установленных норм.
В меню включаются салаты из сырых овощей, свежие фрукты. В качестве третьих блюд - свежие консервированные соки.
В качестве закуски используются салат (из огурцов, помидоров, капусты, моркови, свеклы) с добавлением зелени.
Ассортимент первых блюд широк и включает борщи, различные виды супов: на курином бульоне, молочные. Вторые блюда могут быть из мяса, рыбы и в виде котлет, биточков, гуляша, в отварном, тушенном виде. Гарнир готовится из картофеля, овощей, а также макаронных изделий.
В качестве третьего блюда подается компот или кисель из свежих фруктов, отвар шиповника.
На завтрак, как на ужин, дают детям различные молочные каши, овощные блюда, запеканки и котлеты из круп и овощей, блюда из творога, рыбу, яичные блюда.
Полдник обычно состоит из двух блюд - молочного продукта и выпечки (булочки или кондитерских изделий). В состав полдника включаются различные свежие фрукты.
Меню требование с подробным указанием выхода блюд подписывает медицинский работник, повар, кладовщик и утверждает руководитель дошкольного учреждения.
Осуществляется контроль выполнения натуральных норм продуктов питания. Для анализа выполнения натуральных норм составляется таблица "Накопительная ведомость за 10 дней".
Контроль за фактическим питанием и санитарно-гигиеническим состоянием пищеблока осуществляется медицинскими работниками ДОУ.
Ежедневно медицинская сестра (при ее отсутствии ответственный за организацию питания в дошкольном учреждении) вносит данные о расходовании продуктов питания на 1 ребенка в день согласно меню-требованию.
Режим питания и кратность приема пищи установлены в зависимости от времени пребывания воспитанников в ДОУ.
Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню, а так же разработаны рекомендации по составу «домашних» ужинов и питанию ребенка в выходные и праздничные дни.
Основные принципы организации питания в МБДОУ:
-Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребенка.
-Сбалансированность в рационе всех заменимых и незаменимых пищевых веществ.
-Максимальное разнообразие продуктов и блюд, обеспечивающих сбалансированность рациона.
-Правильная технологическая и кулинарная обработка продуктов, направленная на сохранность их исходной пищевой ценности, а также высокие вкусовые качества блюд.
-Оптимальный режим питания, обстановка, формирующая у детей навыки культуры приема пищи.
-Соблюдение гигиенических требований к питанию детей в организованных коллективах (безопасность питания).